
Как проверить контрагента через интернет?
Практика работы «Компании К-III Solutions» показывает, что деловую репутацию партнера следует проверять не только до заключения сделки, но и в процессе работы с ним.
В бизнесе постоянно возникают все новые ситуации, в которых раскрывается поведение контрагента. И не всегда это поведение имеет признаки добросовестности. Основная задача собственников — вовремя заметить их и адекватно отреагировать. Нарваться на откровенного контрагента-мошенника в наши дни не сложно. Ошибка в выборе делового партнера может быть чревата неприятностями. Между тем, первичная проверка контрагента — это работа, которую вполне можно вести самостоятельно, пользуясь доступом в интернет и анализом признаков, позволяющих сделать выводы о благонадежности предприятия.
В настоящее время каждая пятая проверяемая фирма имеет те или иные признаки неблагонадежности. Каждая двадцатая сделка совершается с целью мошенничества.
Злоумышленники специально создают «левые» предприятия или дублируют действующие уважаемые фирмы. После этого они создают «вкусные» предложения по якобы специальным партнёрским программам.
Разумеется, большинство предпринимателей клюет на «бесплатный сыр» и попадает в мышеловку. Они переводят деньги за товар или услуги… И всё. Ни денег, ни товара, ни услуг! Спохватившись, жертвы подают заявление в полицию о факте мошенничества. Однако, пока жернова правосудия начнут крутиться, фирма-мошенник будет уже брошена, все деньги со счета сняты или переведены, директор окажется номиналом-алкоголиком без каких-либо возможностей к взысканию ваших денежных средств.
Контракты с недобросовестными контрагентами, кроме всего прочего, могут стать причиной пристального внимания к вашей фирме со стороны контролирующих органов.
Поверив недобросовестному контрагенту, вы можете перевести деньги на счет предприятия, которое находится в «черных списках» ГНИ (Государственная Налоговая Инспекция) или на контроле полиции (УБЕП и УБОП). После этого правоохранительные органы начнут работать уже в направлении выявления связи между вами и контрагентом. В рамках этих мер может проводиться оперативная проверка участия вашего предприятия в отмывании и выводе денежных средств, укрывательстве от налогов, необоснованном обогащении, мошенничестве и пр.
Определитесь с признаками
На какие же признаки следует обращать внимание при оценке контрагента? Мы можем условно разделить все эти признаки на несколько групп:
- признаки фактического существования юридического лица;
- признаки дублирования деятельности существующего юридического лица;
- признаки ведения коммерческой деятельности юридическим лицом;
- присутствие юридического лица в т.н. «черных списках»;
- наличие негативных отзывов о юридическом лице в СМИ.
О фактическом существовании юридического лица мы можем получить сведения на официальном портале Министерства Юстиций Украины.
Тут следует обратить свое внимание на то, что адрес регистрации проверяемой фирмы может и просто не существовать, а администрация бизнес-центра может не знать «своего арендатора». Вызовет определенные вопросы и наличие множества зарегистрированных ЮЛ в одном офисе или квартире, если они не связаны между собой по руководителю.
Тут мы подошли к «массовости» руководителя. Косвенным признаком неблагонадежности является то, что руководитель (учредитель) проверяемой фирмы также является руководителем более 10 предприятий. Особенно, если эти предприятия имеют схожие коды КВЭД (т.е. предназначены для одной и той же деятельности).
Дублирование деятельности иного (как правило, крупного, с серьезной репутацией) юридического лица — один из распространенных способов мошенничества. Злоумышленники «маскируются» под крупное, уважаемое предприятие или представляют себя их дочерней структурой. При этом они используют фирменный стиль организации-донора (сайт, бланки, визитки, четко знают свою «легенду» и структуру организации -«мамы»). Расчет мошенников тут прост — известной организации с большой долей вероятности пойдут навстречу в вопросах предоплаты или отгрузок. Выявить признаки такого дублирования достаточно просто. Нужно всего лишь проанализировать структуру организации-донора либо напрямую запросить её о связях с проверяемым контрагентом. Как правило, крупные предприятия озабочены проблемой собственного делового имиджа и с радостью пойдут вам навстречу.
О фактической коммерческой (производственной, строительной или иной) деятельности юридического лица говорят следующие факторы, которые мы легко можем выявить в интернете: наличие фирменного сайта и фирменного стиля, включение данных о юридическом лице во всевозможные каталоги (Яндекс.Предприятия, 2ГИС, разнообразные профильные каталоги предприятий), размещение предприятием открытых вакансий (на сайтах Job.ukr.net, work.ua или иных), наличие строительных, производственных и офисных помещений (их можно выявить на сайте и в публикациях предприятия, а проверить при помощи сервисов Яндекс. Панорама или Google Maps). Также в пользу ведения предприятием коммерческой деятельности говорит наличие лицензий, сертификатов, благодарностей, отзывов клиентов, наличия аудитории и групп в социальных сетях.
Отдельно стоит сказать про наличие у предприятия арбитражной судебной практики, а также о связи последней с открытыми бухгалтерскими сведениями, публикуемыми предприятиями ежегодно. Итак, само по себе наличие арбитражной практики говорит о факте работы предприятия. Другое дело, если сумма требований контрагентов проверяемой фирмы превышает показатели прибыли за прошлый год, согласно официальному балансу предприятия. В этом случае мы можем говорить о том, что предприятие с большой долей вероятности является фактически банкротом. Если же сумма требований не превышает сумму официальной (чистой) прибыли контрагента, то мы можем считать, что предприятие в состоянии преодолеть кризис и раздать долги, без задействования конкурсного управления.
Негатив в отношении предприятия, который может быть размещён в интернете, удобно искать при помощи специализированного запроса к поисковику. Например, попробуйте ввести в окно поиска Яндекса/Google следующий запрос: (стройресурс | Элита Центр | (Виктор /(+2 -1) Янукович)) & (мошенник | мошеннический | преступный | преступник | вор | однодневка | кидала | кидалово | пирамида)| преступный | преступник | вор | однодневка | кидала | кидалово | пирамида) В результате (в рамках данного примера) Вы получите информацию обо всех фактах недобросовестности фирм Стройресурс, Элита Центр и лично Виктора Януковича. Имена и наименования предприятий вы можете, разумеется, менять по своему усмотрению.
Обманывает не фирма, а конкретные люди
Проверяя благонадежность юридического лица, не стоит забывать о том, что без присутствия человека любое юридическое лицо так и останется только свидетельством о регистрации, красивой бумажкой. Так и обманывать в бизнесе вас будет не фирма, а конкретные люди. Поэтому стоит проверять полномочия и действительность паспорта лица, подписывающего договор с противоположной стороны. В МВД, ГНИ, ГИС и тд.
Нужно помнить о том, что если в процессе проверки контрагента до подписания бумаг не было выявлено ничего подозрительного, то это еще не повод расслабляться. Деловая разведка контрагента — это работа постоянного характера. Сегодня у компании может быть всё в порядке, а через несколько месяцев она перестанет сдавать отчетность или в выходные дни резко исчезнет из офиса со всем имуществом. И тому и другому событию обязательно будут предшествовать целый ряд недобрых признаков, которые нужно и можно постоянно мониторить.
И последнее: в названии нашей статьи мы указываем слово «инструкция», предполагая, что данный пошаговый материал поможет вам самостоятельно разрешать некоторые основополагающие вопросы, всплывающие в процессе ведения вашей хозяйственной деятельности.
Однако на деле необходимо всегда иметь ввиду, что описанных здесь знаний будет недостаточно для установления истины, тем более в короткие сроки. Обращайтесь к профессионалам. Это надёжно.
Добросовестных партнеров Вам и Удачи!